История храма

Ансамбль, 1763—64 годов:
Свято-Знаменская церковь и колокольня

Расположен у въезда в село, на склоне холма над шоссе Шуя—Палех, на месте существовавшего здесь с XVII века погоста с деревянной церковью. Возведен из кирпича в 1763—64 гг. на средства помещика Бутурлина. Возможно, в 1-й четверти XIX века были пристроены паперть и портики с севера и юга. Вероятно, тогда же сооружены парадные ворота. В юго-западном углу ограды расположен дом священника. Живописная группа построек с подчеркнуто парадным южным фасадом образует комплекс, который является главным композиционным акцентом в панораме села и органично вписывается в окружающий пейзаж.

Общий вид архитектурного ансамбля Свято-Знаменского храма

Свято-Знаменская церковь и колокольня — один из ярких образцов, характерных для центральной части области пятиглавых храмов, соединяющих принципы барочной архитектуры с традициями, восходящими к XVII веку. Трехсветный четверик с низкой полукруглой апсидой увенчан врезанным в четырёхскатную кровлю пятиглавием на стройных барабанах. Широкой низкой трапезной он соединяется с трёхъярусной шатровой колокольней и примыкающей с запада папертью, трактованной как сень. В рустованные углы четверика на уровне второго и третьего ярусов врезаны колонны. На северном и южном фасадах пилястры членят плоскость стен на три прясла с крупными арочным окнами в каждом, объединяя таким образом проёмы по вертикали. Окна заключены в барочные наличники с ушам, дополненные в третьем ярусе лепестковыми завершениями, которые напоминают стилизованные кокошники. Эти же формы, но более укрупнённые, были затем использованы в фигурных фронтовых мощных боковых портиков со спаренными колоннами. Восточные и западные фасады четверика имеют пилястры только по углам, а окна лишь в третьем ярусе. Рустованные углы трапезной и стены апсиды, а также равномерное членение пилястрами стен трапезной, прорезанных арочными окнами, перекликаются с декором основного объёма.

Вид с колокольни

Главы, венчающие четверик храма

Гладь стены восьмигранного столпа колокольни разделена межъярусными поясками и прорезана узкими окнами в основных гранях. Углы подчёркнуты огибающими лопатками. Ширинки, обрамления окон с фронтончиками, колонками и подоконными полочками, выложенный в кладке ромбовидный орнамент и карниз с сухариками дополняют пластическое убранство колокольни. Над сквозным арочным ярусом звона поднимается высокий гранёный шатёр с тремя рядами слухов, завершенных вазообразной главкой.

Внутри четверик перекрыт сомкнутым сводом со световым кольцом центрального барабана. В трапезной свод коробовый с лотками в торцах и распалубками над окнами.

Клеевые росписи начала 19 века поновлялись маслом в конце XIX и середины XX веков с искажением колорита и рисунка – особенно в нижней части четверика. Незаурядный пример живописи у стиле барокко палехского круга: стилистика росписи восходит к памятникам 18 века, но уже с определённым влияние классицизма. В настоящее время колорит потемневший, выделяются красный и синий тона. Гризайльная живопись охристая, зеленовато-белая, серая.

Западная и северная стены храма

Своды четверика

Фрагмент композиции на своде

Большая роль в живописном ансамбле отведена гризайльному декору. Взаимодействие реальных написанных архитектурных форм образует сложную структуру стен, изменяя и обещая пространство интерьера. Между окнами нижнего и среднего светов изображён сложно раскрепованный антаблемент с нарядным фризом, украшенным лирообразным орнаментом. Антаблемент «поддерживают» колонны с пышными капителями. Колонны второго яруса «несут» более простой антаблемент с расписанными под мрамор фризом и карнизом. В построении иллюзорного пространства западной стены гризайльная живопись занимает более значительное место. По сторонам проёма в трапезную написаны сильно выступающие портики, над ними — сложная архитектурно-живописная декорация с раскрепованным антаблементом и несущими его пучками колонн.

Иконографическая программа росписей довольно архаична. На своде в каждом лотке написаны большие композиции (на восточном — две: «Распятие» и «Снятие с креста»). На стенах живопись расположена в три яруса. Помимо новозаветных сюжетов значительное место отведено и ветхозаветным. Редко встречающиеся сцены помещены на западной стене: «Избиение пророков Христовых в Иерусалиме», «О тебе радуется» с использованием иконографии «Службы св. отец» и «Чудо от иконы Знамение в Новгороде», где применена барочная схема композиции «Избиение младенцев». В своде апсиды изображён Саваоф, на стенах — евангельские и библейские сюжеты. Барочные черты проявляются в динамичных композициях сцен, экзотических костюмах персонажей, сложных архитектурных и пейзажных фонах, бурной жестикуляции и неожиданных ракурсах. Роспись 2-й половины XIX века на стенах и своде трапезной, выдержанная в духе позднего академизма, искажена поновлениями середины XX и начала XXI веков.

Иконостас

Богородица с предстоящими

Интерьер храма

Главный трёхъярусный иконостас в формах классицизма характерен для 2-й половины XIX века. В его плоскостной композиции слегка выделена центральная часть. Иконы палехского письма относятся к тому же времени. Ярусы разделены суховатыми антаблементами. В завершении — три аттика с круглыми иконами между ними; венчает иконостас овальная икона «Воскресение» в обрамлении из резных лучей. Резьба, сосредоточенная в основном на фризах, отличается уплощённостью и сдержанностью. Необычны царские врата, выполненные из посеребрённой мед. На них вычеканены изображения евангелистов и «Благовещение», фон плотно заполнен растительным орнаментом.

Два идентичных придельных иконостаса 2-й половины XIX века также тяготеют к классицизму. Это сложные в плане двухъярусных сооружений с выступающими полукруглыми царскими вратами. Иконы праздничного чина — 1-й половины XIX века.

Сохранились киоты перед иконостасом: с северной стороны — 1-й половины XIX века, с южной — середины XIX века; паникадило 1-й четверти XIX века; два скульптурных «Распятия» — 2-й половины XIX века.


Создание сайта: ТО «Вересень»